За 20 дней войны очевидным стал провал планов российской агрессии, которую в Кремле цинично назвали спецоперацией. По данным СМИ, внутри власти элит РФ начались чистки среди чиновников, которые должны были отвечать за пророссийскую пропаганду и дестабилизацию ситуации в Украине. В частности, это касается чиновников из 5-й службы ФСБ, которые должны были готовить масштабную поддержку для агрессора (по данным журналистов Андрея Солдатова и Ирины Бороган). Очевидно, поиск виновных в провале “спецоперации продолжится”, что будет раздувать антипутинские настроения внутри элиты, ускоряя крах режима.
За полмесяца с начала полномасштабной войны России против Украины агрессором были задействованы уже почти все батальонно-тактические группы, которые Москва несколько месяцев до этого собирала со всех уголков Российской Федерации как свои лучшие войска. Общее число российских военнослужащих, по данным издания Forbes на 18 февраля, то есть за неделю до полномасштабного вторжения, насчитывало около 150 тыс. человек личного состава. Однако в течение первых двух недель боев, по официальным данным, ежедневно российские оккупанты теряли около тысячи своих солдат убитыми. Общее количество убитых россиян уже составляет более 13 тыс. человек, несколько десятков тысяч раненых (по военной статистике, их обычно насчитывается в несколько раз больше). Таким образом, через две недели войны потеряли боеспособность около 36 тысяч россиян. Сейчас почти каждый день появляется информация о погибших российских чиновниках, в том числе и генералах. Поэтому Москва судорожно собирает резервы, развернула вербовку наемников в Сирии и Африке. Но главная ставка Путина — на полномасштабное вовлечение в войну Республики Беларусь.
Деморализация в российской армии усиливается бесчеловечным отношением между отдельными подразделениями. В частности, известна история, когда так называемые “кадыровцы” в Бородянке (городок под Киевом) расстреляли 12 раненых российских солдат из 36-й Отдельной мотострелковой бригады, которых должны были эвакуировать в госпиталь в Беларуси. Такое отношение к своим людям — свидетельство внутреннего раскола российской армии. Можно представить, как они будут относиться к белорусам, что для чеченцев, что для россиян станут расходным пушечным мясом.
Разбитая российская техника в районе Сум
Российская армия проигрывает мотивированному народу, поддерживающему армию. Известны факты захвата территориальной обороной (фактически ополчением) российской техники.
Украинские фермеры везут захваченную российскую технику — The Telegraph
По планам кремлевских властей оккупанты должны были за несколько дней взять Киев, Харьков, другие крупные украинские города, а через несколько недель оккупировать всю Украину. Тем не менее, планы Кремля провалились уже в первый день полномасштабной войны, получив тотальное сопротивление всей украинской нации: Вооруженных сил Украины, Национальной гвардии, территориальной обороны, других силовых ведомств и обычных граждан. В оккупированных городах мы видим постоянные несколькотысячные митинги украинцев, которые прямо в лицо оккупантам высказывают все, что о них думают (в Херсоне, Мелитополе, Каховке).
Москва прибегает к террору. Особенно цинично выглядит обстрел больниц и роддомов. Также расстреливаются мирные жители, пытающиеся выбраться из городов, где ведутся активные боевые действия.
Результаты обстрелов роддома в Мариуполе — Голос Америки.
Беженцы из Ирпеня — Aris Messinis/Agence France-Presse
Самоуверенные планы Путина обречены. Победа Украины в этой войне приведет к крушению и последней империи в мире. Справедливо о своих территориальных претензиях на южные Курильские острова уже не раз заявила Япония. Движения порабощенных Москвой народов на родной земле выражают Украине свою поддержку — в частности, организации бурят, башкиров, поволжских татар. Путин видит патовость ситуации и всячески пытается приобщить на свою сторону дополнительные военные силы. Еще с самого начала полномасштабного нападения Россия использует Республику Беларусь в качестве плацдарма для атаки на украинские территории. С территории Беларуси вылетают российские войска, едут танки, стреляют ракеты и осуществляется снабжение. Однако, кроме этого, постоянно ведутся попытки втянуть в войну белорусских военнослужащих. 11 марта, когда ставленник Кремля в Минске Александр Лукашенко ездил к своему хозяину, российские самолеты совершили провокацию, обстреляв из воздушного пространства Украины белорусские села. Однако провокация провалилась, ведь местные крестьяне видели, как перед этим самолеты вылетели из Беларуси, а по возвращению назад перед ударами по белорусским селам нанесли удары и по украинским.
А каких же последствий следует ожидать, если все же Путину удастся убедить Лукашенко пойти против украинцев? Общая численность вооруженных сил Беларуси составляет около 50 тыс., а боеспособных, которых Лукашенко готов отправить на войну — до 7-8 тысяч. Наступление белорусских войск будет происходить территорией Полесья — болотистыми, особенно в весенний период, территориями. Опыт российских войск уже показал, что может случиться. Тяжелая бронетехника будет увязать, как это же происходит на юге в украинских черноземах. Также уязвимость техники усилится из-за необходимости растягиваться на километры, из-за поломок будут постоянно образовываться пробки. Эти территории — идеальны для создания успешного подпольного движения, где враг будет путаться, а местные жители прекрасно ориентируются на лесных тропах.
Полесье и Волынь станет адом для всех, кто попытается напасть на Украину. Таким образом, пропорционально количеству потерь Москвы, через две недели после начала боев с белорусами их войска потеряют около 2 тысяч убитыми или ранеными. Возможно, эти числа будут и больше, поскольку украинские войска, которые находятся на Волыни, уже более двух недель приведены в полную боевую готовность и готовы достойно встретить незваных гостей. Конечно, граждане Беларуси могут не сразу узнать о таких количествах потерь, их будут скрывать, как Россия скрывает свои потери, тайком пряча или сжигая трупы своих солдат или скрывая огромное количество раненых.
Кстати, по сообщениям белорусской службы Радио Свобода, основную нагрузку раненых и убитых россиян уже сейчас берут на себя белорусские пограничные города Гомель, Мозырь и Наровля. Сотрудников белорусских структур, задействованных в доставке, лечении раненых или укрывательстве трупов, заставили подписать соглашение о неразглашении настоящих масштабов бойни. Белорусы уже сейчас испытывают проблемы, связанные с этим, простым гражданам ограничен доступ к услугам врачей. Если же и белорусские войска примут участие в нападении, то лечить раненых будет негде, банально не хватит мест в госпиталях.
Кроме того, после атаки из Беларуси Украина может с полным на то правом нанести ответный удар по военным базам на территории Беларуси, что нанесет непоправимые потери белорусской военной инфраструктуре. Сейчас Киев избегает удара по авиабазам возле городов Барановичи и Лунинец, откуда запускают каждую шестую ракету по городам и гражданским жителям Украины. Но с каждой тысячей погибших женщин и детей терпение лопается.
Атака белорусов также не обойдется без значительных проблем для гражданского населения. Транспортная система, которая будет работать на военные задачи, может испытать коллапс. Кроме того, автоматически все западные санкции, наложенные на Россию, продублируются и для Республики Беларусь, где повторится та самая картина, которую сейчас можно наблюдать в РФ: вывод иностранных компаний и их продукции, рост числа безработных, сильный дефицит продукции, резкое повышение цен, обесценение валюты и т.д.
Еще один аспект, который играет в пользу Украины — сами белорусы не согласны с войной. Соцопросы указывают, что только 3% населения Беларуси готовы к войне.
Да и сама военная подготовка белорусов желает лучшего. Абсолютное большинство бригад не готово к ведению боев. Как отметил белорусский оппозиционный журналист Аляксандр Папко, основным мотивом белорусских мужчин идти в армию было получение высшей пенсии и социальных гарантий. А значит, они совершенно немотивированы воевать. Лишь небольшое количество — в основном это силы специальных операций — регулярно светятся на учениях. Среди них — Берестская, Витебская бригада и бригада из Марьиной Горки из-под Минска. Кстати, военнослужащих с последней белорусские власти использовали для разгона акций протеста в Минске. В случае военного вторжения их несомненно ожидает крушение и уничтожение.
Конечно, падение московского режима неотвратимо. Оно повлечет за собой и падение марионетки Лукашенко. И те единицы, которые выживут в бойне на украинских просторах, предстанут перед трибуналом как военные преступники. Но до этого тысячи белорусов погибнут, будучи уничтожены как украинской армией, так и якобы российскими союзниками, которым легче расстрелять раненого, чем позаботиться об эвакуации. Тысячи матерей получат похоронки, а другие будут лишены даже информации о судьбе своих сыновей. Скажут, что “пропали без вести”, следы сожжены в передвижных крематориях. Это уже не говоря о привычном отношении к “младшим братьям” — белорусских солдат по причине и без причины будут бить, унижать, и посылать на верную смерть как пушечное мясо первыми на украинские позиции.
Однако у белорусов еще есть шанс не сделать позорных шагов. Сотни политических беженцев из Беларуси вступают в ряды добровольцев на стороне Украины, формируют отдельные подразделения. Следует с них брать пример другим белорусам, которым пора определяться. К чему они стремятся — к достойному будущему для собственных детей или к кровавым жертвам ради прихоти тиранов и многим годам прозябания в будущем. Наконец, выйти на митинг или даже сесть в тюрьму — это лучше, чем умереть на чужой и братоубийственной войне, лишившись даже места на кладбище.
Мыхайло Кублий, кандидат исторических наук
Leave a Reply